Кризис – это время
новых возможностей
У мудрых китайцев слово «кризис» состоит из двух
иероглифов – «опасность» и «удобный момент/случай». И зачастую в сложной
ситуации проигрывает как раз тот, кто думает только о первом, негативном
значении кризиса, а тот, кто быстро реагирует, изменяет свое мышление, внедряет
новое в свою компанию, и не сидит сложа руки, всегда выигрывает. О том, как
преодолеть кризис и сделать свой бизнес эффективнее рассказывает бизнес-тренер
и консультант Андрей Куршубадзе:
– Что сегодня делают некоторые предприниматели? Выжидают.
Они убеждены, что если сейчас на квартал-полугодие-год залечь на дно и
переждать бурю, которая разыгралась на поверхности, то у них не только
сохранится бизнес, но, возможно, еще и вырастет. Как-нибудь сам собой… В этом
заключается одна из ключевых ошибок! Ведь проблемы в бизнесе, которые
начинаются во время кризиса, – следствие неэффективной работы и бездействия в
прошлом.
В бизнесе чтобы стоять – нужно
идти, а чтобы идти – нужно бежать. Это нехитрое правило работает для любой
компании и в условиях нестабильности особенно эффективно.
Существует простая технология,
которая поможет не только сохранить свои позиции, но и вырасти в кризис. Итак,
что будем делать в первую очередь? Правильные действия должны быть организованы
в двух самых главных направлениях – это работа с персоналом и работа с
клиентами. Теперь обо всем подробнее.
Что нужно сделать в своей компании?
- Инвестировать
в персонал! Многие компании сегодня сокращают расходы на обучение своих
специалистов, сокращают фонд оплаты труда, закрывают прием на работу новых
сотрудников. И это ключевая ошибка, ведь главный ресурс компании – это не
товары и не услуги, а человеческие ресурсы. В любой непростой ситуации сильная,
прокаченная команда – гарант процветания и развития компании.

- Помните
о мотивации сотрудников. И здесь идет речь не только о материальных благах.
Дальновидный руководитель не закрывается в своем кабинете от проблем, он
становится еще более открытым для сотрудников. Общайтесь, собирайте обратную
связь, открыто обсуждайте все текущие дела, внимательно слушайте, объясняйте,
заставьте сотрудников поверить в себя, вашу компанию и успех.
- Мотивация
– это, конечно, хорошо, но нужно понимать, кого мы мотивируем. Замените
неэффективных сотрудников! Если вы тратите на них свои деньги, вкладываетесь в
обучение, а в ответ вы не получаете никакого результата, либо результат далек
от того, который был запланирован, смело прощайтесь с такими людьми. И не нужно
бояться, что вы не найдете им замену, сегодня на рынке труда есть нужные вам
работники, стоит только внимательно посмотреть.
Что нужно сделать для улучшения работы с клиентами?
- Разработайте
систему лояльности с фиксацией цены для крупных, давних, надежных партнеров
(необязательно, чтобы эти партнеры обладали всеми перечисленными качествами
одновременно!). Главное удержать тех, кого терять ни в коем случае нельзя.
Пусть это будет программа лояльности, рассчитанная на квартал или полугодие, но
она должна быть действительно выгодной! И даже если сейчас вы сработаете «в
ноль» или даже будете терпеть некоторые убытки, этот прием обязательно
оправдает себя! Ведь главная задача во времена нестабильности – сохранить
клиента!
- Налаживайте
более тесные контакты с клиентом. Даже если он находится за 2000 километров!
Приезжайте к нему, общайтесь с ним, отвечайте на вопросы и задавайте их сами.
Помните, что для качественного взаимодействия телефон не поможет. Только личное
общение – залог крепких партнерских отношений.

- Придумайте
продукт-«локомотив» для первой покупки. То есть это должно быть такое
предложение для клиента, от которого сложно отказаться – надежное,
высококачественное, по привлекательной цене. Опять-таки не думайте о
сиюминутной выгоде, вы работаете на перспективу, вкладываете свои ресурсы,
чтобы в будущем получить результат.
Сегодня в
условиях стагнации, когда многие компании не выдерживают трудностей, более
дальновидные предприниматели пользуются новыми возможностями, которые открывает
им кризис.